Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Джазовая ритмика":
Джазовая ритмика — ритмика, подразумевающая не столько специфическое ритм-оформление звуковысотности, сколько ритм-исполнительскую манеру. Ритм-исполнительская манера джаза не поддается точной фиксации и усваивается начинающими музыкантами благодаря постоянному слушанию известных исполнителей джаза с пластинок, магнитофонов, лазерных дисков. Адаптация должна продолжаться до тех пор, пока у учащегося не появится естественность в манере игры. В джазовой терминологии эта ритм-исполнительская манера называется свингом (англ. swing — качание, покачивание), создающим эффект кажущегося неуклонного нарастания темпа. Компоненты джазового хот-ритма: 1. Абсолют строгого темпа. Основной временной прием "свинг" немыслим без импульсивно-строгого темпа и возникает только при таком условии. Для этого джазмены в начальной стадии обучения занимаются под метроном (индивидуально) или под аккомпанемент барабанщика и басиста, выбивающих четкий темпометр какой-либо ритмоформулы, вырабатывая чувство "абсолютного" течения времени (пульсацию темпометра). 2. Тернарный принцип ритмических пропорций — в отличие от бинарного, принятого в академической музыке. То есть музыка джаза пронизана, образно выражаясь, тройкой (триольный тайминг), хотя условно нотируется в бинарном исчислении. Отсчетная доля, например, в размере 4/4 подразумевает не две восьмые в четверти, а три. Это, на первый взгляд, незначительное, нововведение стало предпосылкой рождения нового музыкального стиля — джаза. При разучивании джазовых произведений по нотам следует придерживаться правила, при котором ровные восьмые играются почти всегда только в быстрых темпах. В темпах умеренных и медленных вместо ровных восьмых играются триоли. Например: Такой же условной и относительной является нотация пунктирного ритма: Следовательно, ритмические рисунки, нотируемые восьмыми и пунктиром, нужно играть так: В данном случае налицо действие зонной энритмизации, когда при различии графического оформления длительностей их исполнение одинаково. Следует подчеркнуть, что тернарный принцип ритмических пропорций действует на всех уровнях метрического плана (от долевого до полутакта — в зависимости от темпа). Например, если темпы умеренные, то тернарность, как уже отмечалось выше, сохраняется на уровне восьмых триолей. Если темпы быстрые или медленные, то тернарность переносится на уровень метричности (в зависимости от масштаба) — четвертных, половинных или других равномерностей. 3. Микровременны́е (зонные) отклонения — опережения от строгой пульсации основного метра: 4. Полиметробит. Эффект свинга возникает при условии интенсивно акцентированного метрического "долбления", при котором достигается т. н. драйв метроритмической пульсации, психологически держащий исполнителей джаза в особом, возбужденном состоянии (трансе), когда рациональное исчезает и появляется некое чувство полетности. Элементы, составляющие полиметробит: 1) метрические акценты размера такта; 2) динамическая опора на слабые доли такта; 3) тернарность ритмических пропорций; 4) микровременные, едва уловимые отклонения (сдвиг) пульса метра относительно строгого темпа. Общее нотографическое представление полиметробита: 5. Синкопирование является одним из самых главных элементов выразительности в джазовой музыке, сущность которого сводится к двум тенденциям — опережению и запаздыванию. Опережение — смещение нормативного акцента с доли такта вперед: Запаздывание — смещение нормативного акцента с доли такта назад: Джазовая практика отдает предпочтение приему ритм-опережения. Это связано с системой бит, вытекающей из ритмической пульсации "свинг" и требующей исполнения джазовой музыки с тенденцией к небольшому опережению относительно метрических долей такта при строгом сохранении заданного темпа. Происходит своеобразное психостремление, желание вырваться из оков строгого политемпа вперед, но этого не происходит. Достигается мнимый эффект ускорения темпа. Стремление к опережению, захвату последующего времени происходит от соотношения тернарности и синкопирования. Прием (эффект) отклонения на какую-либо долю секунды от времени, на которое, согласно европейскому слуху, должен был бы приходиться акцент, получил в музыковедческой литературе название "momentum". Обычно этот эффект связывают с "блюзовой зоной", и, соответственно, он играет определенную роль в достижении особенной остроты художественного воздействия. 6. Блуждающие акценты — варьирование разной степени динамического акцента, вносящее изысканность и оригинальность в музыку джаза. Например: 7. Хот-артикуляция — изобилие исполнительских "горячих" чувственных штрихов. 8. Полиритмическое рубато — джазовый композиционно-исполнительский прием, когда мотивы, фразы и даже целые мелодии как бы сдвигаются относительно тактового темпометра и развертываются независимо от него. Возникает иррациональная ритмика, которая в какие-то моменты то разрешается в метрических точках основного метра, то опять отстраняется от него. Полиритмическое рубато не поддается нотной фиксации и усваивается только на слух. Впервые этим приемом широко пользовался Л. Армстронг. Впоследствии этот полиритмический прием стал одним из основополагающих в импровизационном джазе. Главная особенность джазового ритма заключается в отклонениях от т. н. граунд-бита, т. е. в более свободном обхождении с основным метром подобно тому, как растягивается рисунок, сделанный на куске резины. 9. Полиритмия и полиметрия. Современный джаз впитал многие ритм-композиционные приемы из академической и восточной этнической музыки (Африки, Индии и др.). Так, например, в разработках импровизационных соло сознательно и широко применяются внутритактовая и междутактовая (гемиольного типа) полиметрия. Известные всем ритм-формулы босса-новы и джаз-вальса характеризуются своей внутритактовой полиметрической структурой. Выдающийся джазовый композитор, исполнитель-импровизатор Д. Брубек разработал свою оригинальную ритм-технику, опирающуюся на полиметрию виртуального типа. Например, многие его вальсы фактурно полиметричны. 10. Квадрат темы. Джаз в основном использует форму вариаций. Строгое пульсирующее движение долей (отсюда и общее время темы в джазе) имеет важное значение. Джазовый исполнитель-импровизатор адаптируется во времени темы, как в высшей метрической единице измерения, укладывающейся в т. н. квадрате, состоящем, как правило, из 8, 12, 16 или 32-х тактов. Без ощущения квадрата времени темы немыслимо свободное ритмическое "парение" во время импровизационного акта. На первых порах занятий джазмены особое внимание уделяют развитию временно́й памяти. Джаз возродил ритмическую систему мензуралистов в достижении "абсолютного" временно́го слуха, но только на другой основе. 11. Вариативность ритмического рисунка. В импровизационном джазе не принято играть темы в оригинале. Каждый джазовый исполнитель — это прежде всего композитор-аранжировщик. Используя ту или иную известную тему какого-либо композитора в качестве импровизационного материала, он стремится внести свою оригинальную метроритмическую аранжировку (иногда до неузнаваемости преобразуя тему), изобретательно ее варьируя, привнося множество ритмических идей: В. Соловьев-Седой. "Подмосковные вечера" Варианты жанровой ритм-аранжировки:
Правильное понимание "Джазовая ритмика" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Джазовая ритмика творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.