Поиск:

Бортнянский Дмитрий Степанович

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Бортнянский Дмитрий Степанович":

БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751—1825) — рус. композитор (по нац. украинец), хор. дирижер, педагог. С 1759 пел в Придв. певч. капелле, где учился у Б. Галуппи, в 1769—79 жил в Италии (Венеция и др.). С 1779 капельмейстер Придв. певч. капеллы, с 1796 ее директор. В результате руководства Б., знатока вокала (учитель композитора и вок. педагога А. Е. Варламова), пение капеллы достигло высокого мастерства, что давало основание долгое время считать ее лучшим хором в мире (отзывы Берлиоза и др.). Среди соч. Б. 6 опер, симфония, камерно-инструм. пьесы, неб. кантата "Певец во стане русских воинов", гимн "Коль славен" и др., многочисл. духовн. песнопения; опубликовано 35 4-гол. концертов (в т. ч. 32-й — "Скажи ми, Господи, кончину мою", характерный скорбным лиризмом, отмеченный П. Чайковским; 3-й — "Господи, силою Твоею возвеселится царь", торжественно-праздничный; Б. сделал его вариант в сопр. симф. и рогового орк.); 10 2-хорн. концертов; 4 4-гол. и 10 2-хорн. хвалебных песнопений (типа концертов) "Тебе Бога хвалим"; 7 херувимских (самая известная № 7, отличающаяся светлым, возвышенно-созерцательным настроением, нередким в соч. Б.), перелож. знаменных распевов и др. Недавно обнаружено неск. ранее неизвестных его соч. Деятельность Б. составила эпоху в рус. церк. пении. Б. — предшественник глинкинского классицизма в области духовной музыки, подытоживший достижения рус. хор. культуры XVIII в. Его произв., мелодически богатые и стройные по форме, носят отпечаток сентиментализма, характерного для демократич. худож. культуры конца XVIII в., и одновременно придворного галантного стиля (отсюда стремление Б. к акустич. благозвучию: обилие парал. терций и секст, весьма умеренное пользование диссонансами); в мягкости, "общительности" мелодики сказалось влияние рус. и укр. песни. Б. широко применял полифонию (на гарм. основе), нередко — в виде свободной, ритмич. имитации; у него наблюдается, в отличие от Березовского, множественность ("текучесть") тематизма. Концерты Б. состоят из контрастных, но связанных между собой разделов; концерты типа "размышлений" (с преобладанием медл. темпов) завершаются, как правило, фугированным изложением. При частом чередовании соло и тутти, солисты не противопоставляются хор. партиям, а явл. как бы их корифеями. Исследователи отмечают связь концертов Б. с совр. ему симфонич. формой — concerto grosso. Соч. Б. удобны для пения, отлично звучат в хоре, были чрезвычайно распространены. Рус. муз. критика (Серов и др.) видела в Б. только духовн. композитора, подражателя своим учителям итальянцам; значение Б. полностью выявлено лишь сов. музыкознанием (труды Б. Асафьева, Ю. Келдыша, Т. Ливановой, С. Скребкова, М. Рыцаревой). 46, 73, 82, 129, 188, 192, 199, 277.

Правильное понимание "Бортнянский Дмитрий Степанович" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Бортнянский Дмитрий Степанович творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх