Поиск:

Государственная академическая певческая капелла Санкт-Петербурга

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Государственная академическая певческая капелла Санкт-Петербурга":

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (Ленинградская академическая капелла им. М. И. Глинки) — старейший рус. профес. хор. Предок ее — Хор государевых певчих дьяков (XV в.), обслуживавший церковь, участвовавший в придв. празднествах. С возникновением партесного пения в муж. хор были включены мальчики — дисканты и альты. В 1703 хор переведен из Москвы в Петербург и на его базе создан Придворный хор. С 1763 хор получил название Придворная певческая капелла, количество певцов возросло до 100 чел. Певчие и солисты капеллы, обучаемые итальянцами, помимо пения в церкви участвовали (до организации спец. хора в 1800) в постановках итал. и первых рус. опер. С 1763 по 1795 капеллу возглавлял М. Ф. Полторацкий, работали Б. Галуппи, Д. Сарти, М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский. Высокого худож. уровня капелла достигла во время директорства Бортнянского (1796—1825). В дальнейшем ее директорами (управляющими, начальниками) были Ф. П. Львов (1825—36), А. Ф. Львов (1837—61), Н. И. Бахметев (1861—83), М. А. Балакирев (1883—94), А. С. Аренский (1895—1901), С. В. Смоленский (1901—03), граф А. Д. Шереметев (до 1917). Старшими учителями пения (гл. хормейстерами) в XIX—XX вв. работали Н. П. Кудлай, С. М. Грибович, Д. Н. Палагин, Г. Я. Ломакин, А. И. Рожнов, С. А. Смирнов, П. Н. Толстяков, М. Г. Климов, П. А. Богданов; среди учителей пения были П. М. Воротников, Е. С. Азеев и др. Капельмейстером капеллы в 1837—39 гг. был М. И. Глинка. О мастерстве капеллы восторженно отзывались Стасов, Серов, Берлиоз, Лист, Шуман. В 1-й полов. XIX в. капелла участвовала в исп. кантат и ораторий; к концу XIX в. стала замкнутым церк. хором, изредка выступая со светским реп. в благотворительных ("инвалидных") концертах. В 1839 для обучения малолетних певчих при капелле были открыты инструм. классы; их работу впоследствии усовершенствовал Н. А. Римский-Корсаков (пом. управляющего в 1883—94), создавший из уч-ся симф. орк. Для руководства церк. пением капелла имела право издавать и редактировать духовн. хор. соч. С этой же целью в 1846 были учреждены очные и заочные регентские классы, принимались экзамены на диплом регента. Воспитанниками капеллы явл. многие хор. дирижеры, учителя школьн. пения, инструменталисты, композиторы. В 1918 капелла была преобразована в Народную хоровую академию. Ее хор — Гос. певческая капелла — начал вести активную концертн. деятельность; значительно расширился репертуар. С 1920 хор пополнился жен. голосами. Ведущую роль в перестройке капеллы сыграл ее дирижер М. Г. Климов (1917—35). С 1921 капелла вошла в состав Петроградск. филармонии, с 1922 стала самост. учреждением, с назв. Государственная академическая капелла; колич. ее певцов (без хора мальчиков) составляло 58 чел. При капелле был создан Хоровой техникум (принимались и девочки). В реп. входили произведения кантатно-ораториальн. жанра (Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуман, Брамс, Верди, Лист, Чайковский, Танеев, Рахманинов, Стравинский, Онеггер и др.), классич. и совр. хоры a cap., обработки нар. песен. В 1928 капелла во главе с Климовым совершила триумфальную поездку за границу: в Германию (где была произведена грамзапись), Швейцарию, Италию, Латвию. После Климова капеллой руководили Н. М. Данилин (1936—37) и А. В. Свешников (1937—41), котор. довел ее состав до 100 чел., восстановил хор мальчиков, пополнил реп. новыми соч. и перелож. популярных песен (Дунаевского и др.). В 1940 капелла успешно выступала в Москве, на декаде ленингр. искусства. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в г. Киров (Вятка) и продолжала конц. деятельность под упр. Е. П. Кудрявцевой (1941—43). Большую работу по укреплению капеллы провел Г. А. Дмитревский (1943—53), обновивший и увеличивший ее состав, расширивший реп. Были восстановлены хоровое уч-ще и хор мальчиков (рук. П. А. Богданов). Под упр. Дмитревского коллектив успешно выступил в Германской Демократической Республике (1952). В дальнейшем капеллой руководили Е. П. Кудрявцева (1954—55), А. И. Анисимов (1955—65). В 1954, в связи со 150-летием со дня рождения М. И. Глинки, капелле присвоено его имя. За последующие годы худож. руководителями капеллы были: В. Н. Минин (1965—67), Ф. М. Козлов (1967—72), А. В. Михайлов (1972—74); в наст. время (с XI 1974) В. А. Чернушенко. На Всерос. смотре профес. акад. хоров (Москва, 1982) капелла получила 1-е место. В ее программе широко представлены совр. рус. композиторы (Свиридов, Салманов, Щедрин, Флярковский, Слонимский, Фалик, Гаврилин и др.), зарубежная хор. музыка, классическая и современная, а за последние годы и рус. церк. музыка. В 1982, после долгого перерыва, исполнена "Всенощная" Рахманинова. За исп. соч. Г. В. Свиридова ("Песнопения и молитвы") дирижер В. А. Чернушенко, вместе с автором, удостоен в 1995 Гос. премии России. Капелла с большим успехом гастролирует по стране и за рубежом, записана на грампластинки и видеокассеты. В 1991 при капелле создан профес. симф. оркестр (дирижер А. В. Чернушенко), что расширило ее репертуарн. возможности. 36, 58, 102, 223, 231, 233, 251, 275.

Правильное понимание "Государственная академическая певческая капелла Санкт-Петербурга" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Государственная академическая певческая капелла Санкт-Петербурга творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх