Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Дыхание":
ДЫХАНИЕ (певческое) — важнейший элемент певч. процесса; до некотор. степени подчинено воле поющего (выбор типа Д., задержка Д. перед атакой звука, дозировка вдоха и выдоха). В совр. вок. методике принято смешанное или нижнереберно-диафрагмальное (грудобрюшное, косто-абдоминальное) Д., когда при глубоком вдохе раздвигаются нижние ребра, опускается диафрагма (вследствие чего выпячивается стенка живота); плечи и верхняя часть груди неподвижны. При выдохе происходит активное торможение диафрагмы, ребра и стенка живота постепенно возвращаются в исходное положение (см. Опора). При неправильном, ключичном Д. поднимаются грудь и плечи; из-за переполнения легких воздухом и излишнего его давления на голосовые связки возникают форсирование, качание звука, нечистая интонация. Поскольку типы Д. способны несколько варьироваться и связаны с остальными компонентами звукообразования, основным показателем правильности Д. должно служить качество певч. звука. Вдох при пении производится б. ч. быстро, бесшумно, через нос или через рот одновременно. Объем и характер вдоха зависят от длины, динамики, характера муз. фразы, темпа. Выдох от вдоха отделяется большей или меньшей паузой — задержкой Д., назначение которой — активизация и организация голосового аппарата. Выдох должен быть экономичным, без "утечки" Д. (вызывающей шумовой призвук); взятый воздух расходуется только на воспроизведение опертого звука. В хоре применяется одновременное и так наз. цепное Д. Обучение поющих правильному певч. Д. — важная часть вокальной работы в хоре. Жест дирижера оказывает непосредственное воздействие на Д. певцов. См. Дирижирование. 44, 155, 178.
Правильное понимание "Дыхание" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Дыхание творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.