Поиск:

Вентильный механизм

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Вентильный механизм":

ВЕНТИЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ (нем. ventil — клапан) — специальное механическое приспособление в некоторых конструкциях медных духовых инструментов, предназначенное для мгновенного изменения (увеличения) длины канала их основной трубки и соответственно для повышения или понижения высоты извлекаемых звуков. Система В. м., изобретенная в 1818 г. Г. Штёльцелем и Ф. Блюмелем, позволила заполнить промежутки между обертонами натурального звукоряда (см. Натуральный звукоряд духовых инструментов) недостающими звуками и таким образом получить хроматический звукоряд (см. Хроматический звукоряд духовых инструментов), что значительно расширило технические и звуковые возможности медных духовых инструментов. Конструкция В. м. бывает двух видов: с продольным и вращающимся (цилиндрическим) движением поршня. Современные медные духовые инструменты, имеющие механику с помповыми вентилями, основаны на техническом принципе, разработанном в 1839 г. французом Ф. Перине. Изобретение В. м. не только расширило технические возможности медных инструментов, но и создало базу для появления целой игровой группы мундштучного семейства (см. Группа оркестровая). Конструкция вращающегося с плоским барабаном-цилиндром В. м., созданная в 1832 г. австрийским музыкальным мастером В. Ридлем, состоит из нескольких дополнительных трубок (крон) различной длины. При включении первой кроны длина основной трубки увеличивается приблизительно на 1/8 ее исходной величины, понижая звукоряд на целый тон; второго — на 1/15, понижая на полтона; третьего — на 1/5, понижая на полтора тона. Одновременное включение двух или всех трех кронов дает дальнейшее понижение звукоряда: при комбинации 1-го и 2-го вентилей происходит понижение на полтора тона; 2-го и 3-го — на два тона; 1-го и 3-го — на два с половиной тона; 1-го, 2-го и 3-го — на три тона. Поскольку суммарная величина голосовых каналов не позволяет получить акустически точный хроматический звукоряд, то каждый крон изготавливается несколько длиннее расчетной величины, что способствует, особенно при получении различных аппликатурных комбинаций, извлечению более чистых в интонационном отношении звуков. Однако в комбинациях с использованием третьего вентиля расчетные соотношения между основной и дополнительными трубками заметно отклоняются. Тем не менее, эти объективные интонационные погрешности звукоряда могут быть компенсированы исполнителем в процессе игры с помощью дыхания, губ и использования вспомогательной аппликатуры. У ряда медных духовых инструментов (тенора, баритона, тубы) применяется четвертый вентиль (кварт-вентиль), который дает возможность хроматически заполнить интервалы между первым и вторым обертонами, а также понизить почти все звуки еще на два с половиной тона (чистую кварту). Причем при одновременном включении всех четырех вентилей вместо понижения на 5,5 расчетных тонов основной звукоряд "сдвинется" вниз на пять тонов. Применение квартвентиля не только увеличивает диапазон мундштучных инструментов на большую терцию вниз, но и способствует, во многом, выбору рациональной аппликатуры, корректировке звуковысотной интонации, технической свободе игры.

Правильное понимание "Вентильный механизм" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Вентильный механизм творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх